Page 14 - Журнал "Молочная река" Осень 2021
P. 14

12                       ПУЛЬС	РЫНКА


          Пять трендов молочного




          рынка:                          где искать точки роста


                                          в 2021 году?





                                            Показатель	проникновения	СТМ	отличается	у	разных	категорий	това-
                                          ров.	Для	молочного	рынка	самая	высокая	доля	СТМ	у	молока	и	кисломо-
                                          лочной	продукции,	она	достигает	30-35%.
                                            На	сегодняшний	день	«Пятерочка»,	входящая	в	X5	Retail	Group,	увеличи-
                                          ла	долю	СТМ	до	20,4%,	«Ашан»	достиг	отметки	в	20%,	«Магнит»	планирует
                                          довести	данный	показатель	к	2025	году	до	25%.	Очевидно,	что	российский
                                          ритейл	повторяет	путь	европейских	коллег,	где	доля	продукции	под	СТМ
                                          превышает	40%	(Германия,	Великобритания,	Швейцария),	а	это	значит,	что
                                          объем	рынка	брендированных	продуктов	стремительно	сокращается.
                                            СТМ	для	сетей	–	это	уже	не	товары	«первой	цены»	–	это	торговые
                                          марки	во	всех	ценовых	сегментах,	которые	помогают	ритейлу	форми-
                                          ровать	лояльность	потребителя.
                                            Соответственно,	производитель	теперь	не	может	скрывать	свою	неспо-
                                          собность	выигрывать	тендеры	по	СТМ	исключительно	нежеланием	играть
                                          в	ценовые	войны	с	другими	производителями.
                                            Сегодня	неучастие	в	тендерах	на	СТМ	или	их	перманентный	проигрыш	–
                                          это	скорее	сигнал	о	неконкурентоспособности	предприятия	и	серьезный
              екущий	год	стал	для	молочной	  повод	для	анализа	собственной	финансовой	эффективности:	производст-
              отрасли	 годом	 проверки	 на	  венных	издержек,	возможно,	слабой	позиции	компании	в	закупках	сырья
          Тпрочность.	 Аномально	 высо-   и	упаковки	или	причина	для	пересмотра	неверной	методологии	расчетов
          кие	цены	на	сырье,	рост	затрат	на	  доходности	по	СТМ.
          упаковку	 и	 доставку	 продукции,	  В	текущей	ситуации	производителям	необходимо	понять,	что	доля	СТМ
          введение	 государством	 дополни-  на	рынке	с	каждым	годом	будет	расти	и	конкуренция	с	обычными	бренда-
          тельной	 нагрузки	 в	 виде	 «Честно-  ми	будет	только	острее.	Для	того	чтобы	сохранить	долю	и	продолжить	раз-
          го	 знака»	 –	 вот	 далеко	 не	 полный	  витие,	необходимо	быть	представленными	и	в	сегменте	брендированного
          перечень	 сложностей,	 с	 которыми	  продута,	и	в	сегменте	СТМ.
          столкнулся	 каждый	 переработчик.
          Но,	 помимо	 вышеуказанных	 вы-   Будущее	наступило	вчера:	продажи	молочных	продуктов	онлайн
          зовов,	 происходят	 иные	 измене-  уже	реальность
          ния,	 требующие	 своевременной    2020	год	стал	границей	перехода	к	омниканальному	покупательскому	опы-
          и	правильной	реакции	игроков	мо-  ту	в	FMCG-индустрии.	Глобальный	локдаун	и	эпидемиологическая	ситуация
          лочного	рынка.	                 в	мире	привели	к	увеличению	роста	онлайн-продаж.	Даже	спустя	год	после
            Коммерческий	директор	ГК	«Бе-  начала	 пандемии	 динамика	 онлайн-продаж	 молочных	 продуктов	 демон-
          лая	Долина»	Альбина	Искакова	–	о	  стрирует	рост	почти	в	120%	год	к	году,	по	данным	компании	«Новые	техно-
          том,	 на	 какие	 пять	 трендов	 стоит	  логии».	 Поддержать	 данный	 рост	 удалось	 за	 счет	 развития	 всех	 форма-
          уже	сейчас	обратить	внимание,	что-  тов:	 запуск	 площадок	 оффлайн-ритейлом,	 развитие	 сервисов	 доставок	 и
          бы	остаться	на	плаву.	          маркетплейсов.
                                            По	итогам	2021	года,	по	прогнозам	аналитиков,	доля	онлайн-торговли	на
            Резкий	рост	продаж	СТМ	сетей  FMCG-рынке	в	категории	«Продовольственные	товары»	может	достигнуть	5%,
            Развитие	 собственных	 торго-  а	значит,	даже	самые	консервативно	настроенные	производители	молочных
          вых	 марок	 в	 последние	 годы	 ста-  продуктов	уже	не	смогут	игнорировать	новый	канал	сбыта.
          ло	 одним	 из	 важнейших	 трендов  Но	не	стоит	кидаться	«в	омут	с	головой»	и	в	авральном	режиме	запу-
          в	ритейле.                      скать	собственные	маркетплейсы.	Важно	помнить,	что	самые	серьезные
            По	данным	исследования	компа-  игроки	на	рынке	онлайн-закупок:	Х5	RetailGroup	–	12,6%	и	Сбермаркет	–
          нии	 «Новые	 технологии»,	 доля	 СТМ	  11,2%.	Это	те	площадки,	на	онлайн-витрине	которых,	если	производитель
          с	 мая	 2020	 по	 апрель	 2021	 дости-  представлен	в	сетевом	ритейле,	его	продукт	уже	есть.
          гла	 5,3%.	 Рост	 продаж	 категории
          в	 рублях	 составил	 12,2%,	 что	 в	 5	  В	первую	очередь	стоит	обратить	внимание	на	ряд	особенностей,	кото-
          раз	выше	средней	динамики	рынка	  рые	есть	у	онлайн-витрины	и	при	правильной	работе	с	которыми	произво-
          FMCG.	К	примеру,	выручка	X5	Retail	  дитель	сможет	конкурировать	с	другими	игроками:
          Group	 от	 продаж	 СТМ	 в	 2020	 году	  •	 покупатель	 выбирает	 быстрее,	 чем	 в	 офлайне	 и	 руководствуется
          выросла	на	47%.                 уже	имеющимися	знаниями	о	бренде;


                                                             МОЛОЧНАЯ	РЕКА | осень 2021 | №3 (83)
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19