Мясной ряд
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



26.12.2008

Мясная отрасль в условиях кризиса

Краткосрочные перспективы развития

 

От редакции: д анная с тать я подготов лена по док ладу Председ ателя правления Мясного Союза России М. Л. Мамиконяна, сделанного им 18 ноября на конференции “Пищевая промышленность России”. Организатор конференции Институт Адама Смита.

 

В своем выступлении мы хотели бы рассмотреть ситуацию в мясной отрасли, возникшую на фоне мирового кризиса.

 

 

Для осмысления ситуации необходимо для начала вычленить факторы, непосредственно на нее влияющие.

 

Как видим, первый и главный фактор связан с ухудшающейся покупательной способностью населения в условиях развивающегося экономического кризиса. Первое, на чем люди начинают экономить - это еда.

 

Среди оставшихся факторов я хотел бы особое внимание обратить на изменение курсов валют. Этот фактор обычно мало учитывается, но он - один из важ-нейших с точки зрения экономики и ценообразования, так как более 1/3 мяса мы импортируем, и, естественно, колебание курсов валют пропорционально изменяет входную цену мяса на рынок.

 

 

 

Под негативной информационной средой подразумевается масса разного рода домыслов, созданных вокруг тех или иных продуктовых категорий.

 

Теперь рассмотрим группу факторов, влияющих на покупательскую способность населения.

 

  

 

Рассматривая эту совокупность факторов, необходимо понять, сколько средств реально остается в руках домохозяйств. И здесь ситуация достаточно очевидна - количество этих денег будет уменьшаться.

 

В связи с изменением экономической ситуации мы прогнозируем следующие тенденции в потреблении мясопродуктов в наступающем 2009 году.

 

  

 

Очевидно, что массовый потребитель будет более прагматично подходить к покупке мясных и колбасных изделий. Экономя деньги, люди начинают потреблять “окорока”. А внутри рынка колбасно-кулинарных изделий уже сейчас происходит перераспределение покупательского спроса (см. п. 1 и 2 в ссылке 3). Постепенно он будет перемещаться в средне- и нижнеценовой сегменты. По сути - это шаг назад.

 

Соответственно, изменится и структура каналов сбыта. Массовый покупатель возвратится в дискаунтеры, на оптовые рынки. Если речь идет о небольших мясокомбинатах, то, безусловно, в выигрыше окажутся те из них, которые сумеют наладить прямые продажи. К сожалению, мы неизбежно будем переходить к типу торговли, который возник еще в 90-м году прошлого века.

 

  

 

Интеграция России в мировую экономику оказывает существенное влияние на внутренний рынок мяса и мясопродуктов.

 

Стремление России стать членом ВТО связывает правительство страны серьезными обязательствами. Так, в течение нескольких прошедших лет объем производственных мощностей в нашей стране достиг уровня, когда отечественное птицеводство уже в силах полностью обеспечить потребности населения в курином мясе. К сожалению, согласно существующим договоренностям объем квот на данный вид в 2008 году составил 1171 тыс. тонн, что составляет 1/3 всего рынка мяса птицы.

 

Это стало основным препятствием для дальнейшего развития отечественного птицеводства. Но главное в нынешней ситуации курятина из США в условиях кризиса поступает в страну по демпинговым ценам, ломая всю архитектуру внутреннего рынка, угнетая отечественных птицеводов и животноводов.

 

Изменение потребления мяса в странах-импортерах, особенно в таких как Китай и Индия, оказывает глобальное влияние на динамику мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. Положительная динамика, наблюдаемая в течение последних двух лет, в 2008 году сменилась стремительным падением из-за уменьшения потребления в развивающихся странах. 

 

Льготное кредитование, которое происходило в рамках национальных проектов, позволило резко увеличить производство мяса курицы и свинины в стране. Если ныне в условиях кризиса возникнет пауза в кредитовании уже запущенных проектов, то в конечном итоге темпы роста производства будут серьезно снижены, сделанные инвестиции обесценены. Развитие бизнеса немыслимо без кредитов. В условиях финансового кризиса в первую очередь страдает реальный сектор, так как каждое звено цепи создания материальной ценности имеет свои кредитные ресурсы. Если хотя бы одно звено лишается этих ресурсов (считайте, оборотных средств), то в результате рушится вся цепочка. Для предотвращения развития подобного сценария необходимо ввести систему факторинга с субсидированными ставками. Это нужно сделать в виде целевой антикризисной программы. В результате мы получим четко работающий механизм, который легко контролировать (через целевые кредиты банкам под эту программу), и эта помощь со стороны государства будет наиболее эффективной, так как не создаст возможность для нецелевого использования кредитов банками или их конечными получателями.

 

В заключение обозначим меры, с нашей точки зрения необходимые для стабилизации кризисной ситуации в отрасли.®

 

Хотелось бы подробнее остановиться на пункте 6, указав на поправки, предлагаемые Мясным Союзом России к закону “О торговле”.

 

Сегодня мы вынуждены констатировать, что мясоперерабатывающая отрасль быстро теряет свою конкурентоспособность. Причиной такой ситуации является бурное развитие сетевой розницы, которое происходит фактически за счет снижения рентабельности производителей товаров. Крупные сетевые структуры практикуют единообразную договорную методологию взаимодействия с поставщиками, что приводит к монопольному эффекту (доминированию). Пользуясь своим положением, сетевые структуры изымают у производителей средства, используя всем известные механизмы: входные выплаты, плата за полку, ретро-бонусы, выплаты за маркетинг, диктат на этапе согласования цен на продукцию, отсрочка платежа более 30 дней и.т.д.

 

Наши предложения таковы:

1.   Ограничить наценку розничных торгующих организаций на наиболее социально значимые мясные продукты в размере 25%, освободив их от всех выплат, таких как ретро-бонусы, затраты на маркетинг, входные бонусы и т.п.

2.   Запретить сетям вмешиваться в ценообразование производителей. То есть, производитель обязан уведомлять сеть за неделю об изменении цены и определять самостоятельно ее уровень, ориентируясь на девиацию себестоимости продукта и рыночную ситуацию. Сеть не должна ограничивать величину изменения цены.

3.   Отменить так называемые “входные” выплаты, которые выплачиваются авансом и не зависят от товарооборота, включить их в ретро-бонус или затраты с другим названием, определяемые процентом от фактического товарооборота (за вычетом возвратов) и выплачиваемые в период, следующий за отчетным.

4.   Ограничить отсрочку оплаты за поставленный продукт четырнадцатью календарными днями.

5.   Обязать сетевые структуры опубликовывать прайс-лист на “маркетинговые услуги” и без принуждения обеспечивать производителям доступ к этим услугам по согласованию сторон.

6.   Заключать контракты длительностью не менее 3-х лет без изменения условий работы с сетью, с целью четкого прогнозирования бизнес-ланирования.

 

Н. Веденеева, “Мясной ряд”,

Н. Бирулин, НПО “Слава”

 

 

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка