Мясной ряд
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



08.11.2008

Рынок молока и молочных продуктов. Некоторые факты и тенденции

От редакции. Данная статья изначально не претендует на всесторонний охват и анализ молочного рынка. Дело в том, что в нашем распоряжении оказался ряд таблиц и графиков, любезно предоставленных Молочным Союзом России. Сопроводительного текста к ним не было, а цифры представлялись нам очень интересными. Не решившись на самостоятельный анализ, мы попросили постоянного автора журнала – Владимира Борисовича Новикова дать короткие комментарии к каждому рисунку. Возможно, кому-то из читателей они покажутся спорными, однако человек с 30-летним опытом работы в отрасли заслужил право высказывать публично свою точку зрения, даже если она отличается от общепринятого мнения.

Для придания публикации хотя бы какой-то формы, мы решили сгруппировать имеющиеся данные в несколько разделов.

 

Производство молока и молочных продуктов Если просто поддерживать среднехозяйственную активность предприятий, поставляющих молоко на переработку, то в связи с фазой нарастания активности солнца с 2006 года до 2011-2012 гг., должен происходить природный сельскохозяйственный подъём урожайности культур и валовых надоев в предстоящие годы. Это наблюдается в Приволжском, Уральском и Сибирских регионах страны, обладающих повышенной устойчивостью к явлениям внешнего характера (политическим влияниям, завозу импортного продовольствия). Там же, где выше активность населения в части требований улучшения собственной жизни, меньше занимаются собственно напряжённой продуктивной работой, отражающейся особенно чувствительно в системе животноводства. Солнце вносит свой вклад в урожайность, но валовые надои (зависящие от человека) упали (табл. 1). Ситуация тревожная и свидетельствующая о слабом уровне управляемости жизненно важными процессами продовольственного обеспечения государства.

 

 

 

Теперь о промышленном производстве молочных продуктов в 2008 г. (табл. 2). Наблюдается явный крен в сторону продукции с длительными сроками хранения (сыр, масло, сухое молоко) при недопустимо резком уменьшении выработки заменителей цельного молока, работающих на поддержку села в части производства товарного молока. Снижение потребления цельномолочной продукции вызвано, отчасти, уменьшающейся численностью населения страны, отчасти – ростом благосостояния граждан с сопутствующим изменением структуры питания. При любых других условиях, заметен явный диктат торговых сетей, которым хлопотно заниматься реализацией скоропортящейся продукции, но удобно маневрировать буферными продуктами с длительными сроками хранения. Торговлю интересует не биологическая и питательная ценность для человека, а главным образом (с позиций логистики) удельная стоимость 1 тонны перевозимого, хранимого и реализуемого продукта. Тем самым, именно торговля (особенно крупные сети) несёт ответственность за чрезмерные темпы роста средней стоимости продуктов питания и уход в сторону стерилизованных, консервированных и сухих продуктов с меньшей биологической ценностью для организма. Молокосодержащие позиции вместо натуральных – тоже базируются на запросах торговых представителей.

 

  

 

Ситуация с ценами на сырое молоко

Применительно к вопросу о динамике цен на сырое молоко в 2004-2008 гг. (диаграммa 1) можно отметить, что в последние годы наблюдается устойчивый отток работоспособного сельского населения (как связанный с достижением пенсионного возраста, так и вызванный очень низким уровнем жизни на селе). Поэтому рост цен на закупаемое молоко очень точно отражает нарастающие темпы дефицита работников в этой сфере наряду с отсутствием надлежащего обновления материально-технической базы сельского хозяйства в целом. Отдельные показательные фермы не в состоянии ничего изменить. Следует больше заниматься улучшением социальных процессов облагораживания труда и быта на селе, а не единственно коровниками и обновлением стада. При отсутствии коренных взаимосвязанных изменений в социальной и технико-технологической сферах сельского хозяйства прогнозируется повышенный темп нарастания закупочных цен в будущем, опережающий инфляционные ожидания. Ссылка на международный рынок здесь справедлива лишь в той мере, в которой слаб внутрироссийский механизм реальной поддержки сельских товаропроизводителей. Чем он слабее, тем больше нас «качает» международный «ветер». Деньги в этом механизме – ещё не всё, важна современная инфраструктура и продуктивная кооперация с другими народнохозяйственными комплексами (машиностроительным, научно-образовательным, торговым и др.). Индикативное отслеживание здесь совершенно неприменимо, надо реально ежедневно руководить на основе ресурсной поддержки.

 

  

 

Несколько слов о закупочных ценах на сырое молоко в регионах в 2008 году. Статистика приведена в табл. 3. Сравнение с другими государствами в данном случае просто некорректно, так как все они находятся в более благоприятных климатических зонах (кроме Беларуси). В Беларуси же организована внеры ночная прямая государственная поддержка села и молокоперерабатывающих предприятий по соответствующим программам с финансовыми вливаниями государства. Следовательно, цена белорусского молока на открытом рынке всегда будет меньше на величину государственной доли поддержки собственных производителей и переработчиков, её получивших. Региональный разброс внутрироссийских цен вызван отчасти внутренними особенностями в каждом регионе, отчасти чрезвычайно сложной совокупностью условий получения товарного молока и организации его современной переработки на отечественном Дальнем Востоке.

 

О формировании стоимости питьевого молока

Для оценки обоснованности долей всех участников первым делом следует осознать следующее изначальное различие по участию в цене на товар. Стадия получения молока связана с материалоёмкостью, капиталоёмкостью и высокими природными рисками, уровнем рентабельности производства в 1,5 раза выше банковского процента по ставке рефинансирования. Стадия переработки молока имеет высокую капиталоёмкость и довольно жёсткие требования в части квалификации персонала, санитарии и гигиены, с рентабельностью примерно вдвое выше ставки рефинансирования. Стадия реализации продукции отличается невысокими капитальными затратами, малой сложностью процессов хранения и реализации, повышенной долей обработки текущей информации. Рентабельность торговли в 3 и более раз выше банковской процентной ставки. Для стран с развитой экономикой такое соотношение затрат и прибыли нехарактерно. Торговый капитал там работает на низких процентах с оборота, а не на чрезмерно высоких наценках. Поэтому из Турции, Франции и других стран к нам ринулись представители деловых торговых кругов, в короткие сроки создав торговые мегасети и начав диктовать промышленности свои условия. Это ненормальный перекос. Для более адекватной оценки следует считать прирост цен в рублях за 1,5 года по каждой рассматриваемой группе (табл. 4). Тогда сельский производитель молока получил прирост на 1 литр 3,3 рубля, переработчик – 5,3 рубля, торговец – 7,3 рубля. Таким образом, произошло ничем не обоснованное мощное стимулирование торговли при незаполненности рынка молочными продуктами отечественного производства. Если бы рынок переполнился продукцией сверх норм потребления, торговую «гору денег» можно было бы объяснить сложностью реализации, а фактическая картина свидетельствует исключительно об отстранённости государства от процессов регулирования и о продолжении сохранения «дикого» рынка, который якобы всё выправит.

 

  

 

Доля каждого из трёх секторов в получении, переработке и реализации молока (диагр. 2) подтверждает сказанное в предыдущем пункте. Если первые два участника снизу каким-то образом закономерно увеличивают или уменьшают свой вклад в денежном выражении на пути создания добавленной ценности, то торговля, не добавляющая ничего к ранее созданной пищевой ценности, взимает непропорционально большой доход в свою пользу за счёт других участников рынка.

 

  

 

Цены и объемы продаж молочных продуктов

Здесь целесообразно рассмотреть динамику роста цен сопоставимо за февраль-март по отношению к базовому 2006 году (табл. 5). Прошлый год показал рост в 1,13 раза, явно сопоставимый с инфляцией за указанный период и поэтому не сопровождавшийся недовольством населения.

 

  

Этого нельзя сказать о темпах роста цен в 2008 году по отношению к 2007 году, что в цифровом выражении составило 1,31 раза. По социально значимой группе продуктов, какой является в большей своей части молочная продукция, это вызвало соответствующие обоснованные негативные настроения потребителей. Безусловно, такой всплеск цен настораживает.

 

  

В заключение – об изменении цен на отдельные виды продуктов за год (табл. 6). Ценовой скачок привёл к тому, что покупки более полезного, близкого к природе и социально значимого продукта пастеризованного молока снизились на 7,8%. Полезного кефира из кисломолочной группы взяли меньше на 2%, тогда как композитных творожных десертов меньшей сбалансированности с невысокой пищевой ценностью было реализовано на 9,4-10% больше, так же как и ароматизированного молока. Рост доли комбинированных продуктов – общемировая тенденция, особенно наблюдаемая в слаборазвитых странах. Развитые государства отдают предпочтение натуральным видам, пусть и ценой подороже. Отклонения в 1-2% настолько незначительны, что их можно считать случайными факторами и не учитывать при анализе.

 

В.Б. Новиков,

технический директор ООО НПК «Резонанс»

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка