Молочная река
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



14.05.2017

Генрих Арутюнов: «Каждый производитель сам выбирает, каким путем ему идти»

Уже лет десять в России популярно выражение «Кризис – время возможностей». Но реальность зачастую противоречит теории. Далеко не всем выпадает счастливый случай, и далеко не у всех есть ресурсы для развития в экономически нестабильное время.

 

Как переживают игроки рынка мясопереработки нынешние крайне непростые времена? Сыграло ли на руку бизнесу введение эмбарго на импорт некоторых продуктов питания? Какую стратегию выбирают компании, чтобы добиться максимальной эффективности в условиях ограниченных возможностей? И дошла ли мясоперерабатывающая отрасль до пресловутого «дна»?

 

На эти темы в интервью нашему журналу рассуждает директор по закупкам и логистике агропромышленной группы «ПРОДО» Генрих Арутюнов.

 

Еще пару лет назад эксперты отмечали снижение покупательского спроса и рост цен на сырье, так что компенсировать потери ростом цен производители не могли. Сейчас эта тенденция сохраняется?

 

Ситуация на рынке сейчас не столь напряженная, какой была два года назад. В том числе по той причине, что ушла паника, вызванная резким колебанием курсов иностранных валют. Это как минимум дает возможность планировать закупки и продажи. Правда, цены на основные виды сырья для мясопереработки – свинину, говядину и мясо птицы – зависят не только от курсов валют. На них существенно влияют действия надзорных органов, находящихся в ведении

Минсельхоза РФ.

 

Временные, но частые ограничения ввоза сырья в страну приводят к значительным колебаниям цен. Из последних примеров: решения по растительному белку для кормления животных, ограничение объемов ввоза говядины из стран СНГ.

 

На росте себестоимости мяса на внутреннем рынке также сказываются успехи России в экспорте продукции растениеводства (пшеница, кукуруза, подсолнечник, бобы, растительные масла и т. п.). Все крупные производители вкладывают существенные средства в инновационные виды упаковочных материалов, чтобы продукция соответствовала новым стандартам по срокам хранения и, разумеется, современным ожиданиям потребителя по внешнему виду.

 

В то же время, как вы знаете, платежеспособность населения остается на низком уровне, покупатели стали очень чувствительны к уровню цен. По данным исследований, доля потребителей, не экономящих на покупке продуктов питания, за пять лет снизилась более чем в два раза. Одновременно большой популярностью стали пользоваться промоакции и скидки в розничных точках. Так что компенсировать рост стоимости сырья, упаковки, оборудования и всего остального за счет роста цен на готовую продукцию не получается. Оптимизация бизнес-процессов, снижение маржинальности или снижение себестоимости продукции – каждый производитель сам выбирает, каким путем ему идти в сложившейся ситуации.

 

Как поступают предприятия группы «ПРОДО»?

 

Мы пережили уже несколько кризисов. И для группы «ПРОДО» всегда было принципиально сохранить качество продукции и привычный потребителям вкус.

 

Поэтому мы по умолчанию отказываемся от изменения рецептов наших колбасных изделий с целью удешевления и от снижения питательности рационов кормления наших животных и птицы. (Поэтому мы последние годы усиленно работаем над оптимизацией издержек и улучшением своих бизнес-процессов.)

 

Наша стратегия – это оптимизация издержек и модернизация бизнес-процессов. Сокращение внутрикорпоративной бюрократии, повышение эффективности сырьевой логистики и доставки готовой продукции, повышение уровня прогнозирования спроса и планирования производства, управление своими складскими запасами – в этом мы видим для себя много резервов.

 

Какова сейчас сырьевая ситуация в отрасли?

 

Сейчас дефицита сырья на рынке мясопереработки не наблюдается. По производству мяса птицы российский рынок уже выходит практически на полное самообеспечение. Цены на мясо птицы и свинину имеют тенденцию к снижению. Продолжается рост объемов производства свинины и птицы. Если этот тренд сохранится, отрасль твердо встанет на ноги и не уступит занятые позиции после отмены санкций.

 

Вертикальная интеграция, как известно, дает выгоды в цене на мясное сырье. Насколько холдинги в краткосрочной перспективе сохранят высококонкурентность по сравнению с обычными мясоперерабатывающими предприятиями?

 

Холдинги, производящие как сырье, так и продукты его переработки, всегда будут более конкурентоспособны. Благодаря разнопрофильным производствам происходит диверсификация рисков. Если говорить о вертикальной интеграции, то мы внедрили схему «от поля до прилавка» на производственном комплексе «Омский бекон». И эта схема полностью себя оправдала. И не только с точки зрения стоимости сырья, ведь частично оно все равно закупается на стороне. Вертикальная интеграция позволяет максимально оптимизировать бизнес-процессы, что способствуетповышению эффективности бизнеса. И в условиях насыщенного рынка и низкой покупательской активности такая структура будет давать определенные конкурентные преимущества. Конечно, речь идет о крупных компаниях, производящих значительные объемы продукции.

 

Небольшим мясоперерабатывающим предприятиям обзаводиться собственным поголовьем может оказаться невыгодно, так как это связано со значительными инвестициями, которые не сразу вернутся.

 

У «ПРОДО» есть предприятие по производству свинины. Как вспышки АЧС отразились на его работе?

 

АЧС, к счастью, не затронула наше сибирское предприятие «Омский бекон» благодаря введенным на нем повышенным мерам безопасности и, конечно же, из-за удаленности от основной географии очагов заболевания. Разумеется, производители, которых обошла стороной эпидемия АЧС, смогли улучшить свои финансовые показатели.

 

Импортозамещение стало притчей во языцех. Нужно ли все замещать? Нужно ли это потребителю? В молочке уже пытались делать местный пармезан – результат плачевный...

 

Ну, производить хамон очевидно бессмысленно, поскольку это национальный испанский продукт. И здесь важны не только качество и технологии, но и имиджевый принцип. А в производстве мясных деликатесов в нашей стране преуспели многие производители. Почему бы не занять освободившееся место.

 

Например, на наших мясоперерабатывающих предприятиях за последние два года выпущено много премиальных новинок. Линейки «Царская охота», «Чукчум» от АО «Мясокомбинат Клинский», например. Это колбасы и деликатесы из мяса диких животных – кабана, косули и северного оленя. Премиальная продукция изготавливается только из натуральных компонентов, по технологиям, полностью сохраняющим полезные свойства мяса. Мясо вялится на открытом воздухе и коптится на буковых опилках.

 

Такой продукт мы с гордостью можем предложить самому искушенному иностранцу. Естественно, чем экзотичнее деликатес, тем выше его цена. Но и тот же хамон не является продуктом первой необходимости. До введения эмбарго мало кто покупал его каждый день на обед.

 

Но импортозамещение включает не только выпуск продуктов народного потребления, «замещающих» импортные. Российские производители очень активно занимаются импортозамещением сырья, компонентов и ингредиентов, чтобы не зависеть от цен в валюте и обеспечить бесперебойность снабжения своих цехов. И, надо сказать, по многим группам товаров отечественные поставщики заметно улучшили качество своей продукции.

 

СМИ ведут настоящую атаку на продукты мясопереработки. Как работать в такой обстановке?

 

Продукты питания – мясо, мясная гастрономия, молоко, сыры – это беспроигрышный вариант для публикаций в СМИ. Безусловно, негативные материалы неблагоприятно сказываются на имидже производителей и на спросе на продукцию. Что могут противопоставить производители? Только высокое качество продукции и честность – полную информацию о составе на этикетке. Для того чтобы товар дошел до потребителя таким же безопасным, вкусным и качественным, необходимо также правильное хранение и грамотная

транспортировка.

 

Именно поэтому мы инвестируем в новые упаковочные линии и контролируем условия транспортировки и хранения нашей продукции в розничных сетях. Мы уверены в качестве и безопасности своей продукции, поэтому просто работаем в штатном режиме.

 

В агросекторе в последние годы было заявлено много инвестиционных проектов. Насколько, по вашему мнению, целесообразна их реализация в нынешней ситуации?

 

В идеале, конечно, начатые инвестпроекты надо доводить до реализации. Хотя это завязано в первую очередь на доступность кредитных ресурсов и изменяющийся после старта проекта период окупаемости. Я не ожидаю в птицеводстве и животноводстве новых больших инвестпроектов, рынок пошел по пути сделок слияния и поглощения. Крупные инвестпроекты в области мясопереработки доступны только для компаний со сверхмаржинальностью или имеющих доступ к дешевым кредитным ресурсам, но это единичные случаи.

 

В целом мясопереработка сейчас занимается борьбой с издержками, договаривается с ритейлом о разумных контрактах и ожидает стабилизации сырьевого рынка. Пока не совсем ясно, на какую поддержку аграрии могут рассчитывать со стороны государства, многие участники рынка свои программы сворачивают. Но модернизация необходима для развития и повышения конкурентоспособности предприятий. Поэтому группа «ПРОДО», несмотря на трудности, продолжает поэтапную реализацию своей инвестпрограммы. В частности, в 2017 году должны начаться работы по реконструкции предприятий промышленного комплекса «Омский бекон».

 

Каким вам видится 2017 год для мясной отрасли?

 

2017 год представляется мне сложным, но все прогнозируемые трудности вполне преодолимы. Я рассчитываю на то, что 2017 год и следующий за ним 2018-й станут для производителей мяса, переработчиков и покупателей стабилизирующим периодом после череды лет с огромным темпом роста объемов производства и высокой волатильностью цен на рынке.

 

Отрасль находится на рубеже внутреннего самообеспечения, не ожидается взрывных проектов по наращиванию объемов производства со стороны животноводов и птицеводов. Самое время, на мой взгляд, переходить от количественных к качественным инструментам конкурентной борьбы на мясном рынке. Покупатели устали от неопределенности. Убежден, что все участники рынка это осознают и уже готовы договариваться о долгосрочном партнерстве, а это невозможно при текущем бушующем рынке мясосырья.

 

Беседовал Владимир Измайлов

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка