Молочная река
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



14.07.2008

Основные тренды на рынке мороженого

В рамках открытия сезона мороженого аналитики ГК «Талосто» выделили основные тенденции этого рынка: высокая консолидация рынка, доминанта отечественных производителей, усиление розничных сетей как канала сбыта, тенденция к выпуску мороженого в инновационных форме и упаковке.

 

1. Высокая консолидация рынка с доминантой отечественных производителей

По итогам исследования 2007 г. по 16 крупнейшим городам 10 ведущих производителей мороженого занимают более 70%I рынка. Процесс консолидации рынка продолжается, однако, по-прежнему доминируют на рынке отечественные производители. Девять производителей из 10 лидирующих компаний - российские компании. С 2008 г. на рынок вошел новый зарубежный участник рынка – компания Unilever, купив отечественного производителя ГК «Инмарко». Подобная тенденция показывает доверие потребителя к продукции отечественных производителей, славящейся своим высоким качеством и разнообразием вкусов.

 

2. Изменение портрета среднестатистического российского потребителя мороженого и его предпочтений (по данным компании КОМКОН TGI-Russia за 2007 г.)

Среди потребителей мороженого 60,2%II женщин и 39,8%2 мужчин. Наибольшее число потребителей мороженого (41%2) живут в семьях со средним достатком. По сравнению с 2006 г. выросла доля состоятельных семей, в которых есть потребители мороженого. За 2007 г. выросла популярность мороженого во фруктовой (цветной) глазури и мороженого без глазури. Немного сократились доли потребителей мороженого в шоколадной и белой глазури.

 

Среди мороженого индивидуальной расфасовки потребители предпочитают вафельный стаканчик (для 51%2 потребителей при выборе не более двух вариантов ответа). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросла популярность «лакомки», брикета и шариков мороженого (из кафе), снизилась доля предпочитающих эскимо, рожок и батончик.

 

Наиболее популярной расфасовкой мороженого семейного потребления является брикет (16,8%2 потребителей в 2007 г.), но стоит отметить, что за год его популярность сократилась на 4,8 п.п.2 Более популярными в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом стали торты-мороженое и рулеты.

 

Определяющим фактором при покупке мороженого (при условии выбора не более четырех вариантов ответа) является любимый вкус (69,6%2). Далее следуют приемлемая цена (40,1%2) и натуральность (33,1%2).

 

В Санкт_Петербурге (по данным компании КОМКОН TGI-Russia за 2007 г.):

Если сравнивать предпочтения среднестатистического потребителя мороженого в России с показателями в Санкт-Петербурге, можно отметить следующие особенности:

 

по видам мороженого: потребители в Санкт-Петербурге предпочитают мороженое, покрытое шоколадной глазурью – показатели выше на 8,3 п.п., чем в целом по России (47%1);

по вкусам мороженого: потребители категории в Санкт-Петербурге любят мороженое со вкусом крембрюле - 58,9% (против 35,9% в целом по России1) и смородиновое - 23% (по сравнению с 5,5% по всей стране1);

по добавкам: потребители мороженого в Санкт-Петербурге предпочитают мороженое с шоколадной крошкой (35,7%1); орехами – (25,5%1) и изюмом (10,7%1) и ромом и прочими алкогольными добавками (5,4%1).

по индивидуальной расфасовке: в Санкт-Петербурге выше доля потребителей, предпочитающих рожки (26,3% против 21,3% 1 в целом по России), трубочки «лакомка» (17,3% против 10,4%1 в России), брикеты без вафель (17,3% против 10,2%1), батончики (10,3% против 6,5% 1), развесное мороженое (7,1% против 3,8%1) и шарики в вазочке (4,4% против 2,8%1).

 

3. Усиление позиций канала сбыта – розничная сеть и развитие сегмента домашнего мороженого

По итогам 2007 г. доля покупателей мороженого, которые предпочитают супермаркеты и гипермаркеты в качестве основных мест покупок мороженого, составила 29,7%III (I место в предпочтениях покупателей по местам покупки мороженого), что на 6,9 п.п. 2 выше показателей 2006 г. При этом существенно снизилась доля потребителей, предпочитающих покупать мороженое в продовольственных магазинах, гастрономах – на 5,1 п.п.2 (по сравнению с показателями 2006 г.) и составила 25,8%2. Также снижение доли наблюдается по предпочтению киосков и ларьков как основных мест покупок: 25,6%2 потребителей - по итогам 2007 г.; 33,1%2 - по итогам 2006 г. По прогнозам ГК «Талосто» такие изменения будут в дальнейшем способствовать развитию направления домашнего мороженого.

 

Санкт-Петербург - один из крупных городов, где данная тенденция уже проявляется. В мае-декабре 2007 г. доля продаж домашнего мороженого в Санкт-Петербурге по сравнению с тем же периодом 2006 г. уже возросла на 4,23 п.п.IV и составила 49,4%, практически сравнявшись с долей импульсного мороженого (50,6%, соответственно). Состояние данного рынка можно считать показательным, так как Санкт-Петербург находится в числе лидеров среди городов России по доле потребителей мороженого – 63,9%V .

 

По мнению экспертов ГК «Талосто» тенденция роста доли домашнего мороженого обусловлена несколькими причинами.

 

Во-первых, сегодня в РФ наблюдаются изменения общего стиля потребления, поход по магазинам становится новым способом времяпрепровождения всей семьи. Во многом этому способствует активное развитие формата сетевой розничной торговли, и одновременно, снижение числа точек неорганизованной торговли в крупных городах РФ. Потребители все чаще всей семьей ездят за покупками в торговые сети. Средний потребитель мороженого – замужняя женщина, возраста 37-38 лет, с средним/высшим образованием, квалифицированный специалист/руководитель отдела – закупает продукты для дома также чаще в супермаркетах или гипермаркетах 1_2 раза в неделю. Примерно 5 раз в месяц в число семейных покупок входит мороженое.

 

В силу возможностей ритейлера по выделению «полочного пространства» домашнее мороженое в торговых сетях представлено в более широком ассортименте, и выбор покупателя все чаще падает на мороженое в брикетах, ваннах, рулетах. Это объясняется также фасовкой домашнего мороженого, которая удобна для транспортировки и достаточна по весу для всей семьи. Кроме того, из домашнего мороженого в форме брикетов, ведер, ванн хозяйка может приготовить оригинальный десерт или порадовать семью близким к кондитерским изделиям тортом или рулетом. Подобное развитие направления домашнего мороженого повторяет тенденцию Европы, где порядка 65%1 продаж составляет домашнее мороженое.

 

4. Тенденция к выпуску мороженого в необычной форме и в инновационной, удобной упаковке

Сегодня на нашем рынке получает все большее распространение упаковка family pack, впервые использованная ГК «Талосто» в упаковке палочек мороженого «Мини-Бикини» в 2004 г., которые по итогам 2007 г. входят в ТОП-10 основных марок мороженого по дистрибуции с показателем 20,6%2 .

 

Одно из последних «ноу-хау» в упаковке продукции – выкладка мороженого в show-box, также распространенных в Европе. ГК «Талосто» – одна из первых компаний, которая начала применение подобной упаковки в работе с конфетами-мороженым «Флерти» и «Мини-Бикини 2 палочки».

 

О формах мороженого необходимо сказать отдельно. За последние несколько лет на рынке появились такие формы мороженого как палочки мороженого - «Мини-Бикини» и конфеты-мороженое - «Флерти». Данные виды мороженого позиционируются как лакомства к чаю, способные заменить кондитерские сладости.

 

«Понятно, что при внедрении подобных инновационных видов мороженого стоит сложная задача –познакомить российского потребителя с необычной, незнакомой формой продукта. Решение мы нашли в новой фасовке», - комментирует Алексей Абросимов,

Генеральный директор ГК «Талосто».

 

Анфиса БОРИСЕНКО,

руководитель группы PR и рекламы,

Группа компаний «ТАЛОСТО»

E-mail: borisenko_aa@talosto.ru 

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка