Молочная река
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



02.01.2009

Пищевая отрасль в 2009 году, Опасности и новые шансы

Корпорация «СОЮЗ» является производителем и поставщиком специальных жиров для предприятий пищевой отрасли (в том числе и молочной). Поэтому наш обзор мы посвятим ситуации, происходящей в этом сегменте рынка.

 

Рынок тропических масел и соевого масла

Начнем с анализа рынка тропических масел. Как видим из графика 1, основной рынок – пальмового масла – на протяжении последних трех месяцев, вслед за основными финансовыми рынками демонстрирует тенденции к снижению.

 

 

 

Практически та же ситуация и на рынке соевого масла (см. график 2).

 

 

 

Сейчас, в условиях неопределенности с дальнейшим уровнем мирового платежеспособного спроса, крайне сложно предугадать уровень нижней поддержки тренда. При этом необходимо отметить тот факт, что существенного изменения в фундаментальных факторах пока не произошло, поэтому говорить об установлении долгосрочного тренда на снижение цен преждевременно.

 

Что же касается рынка тропических масел, то в условиях глобального кризиса ключевым элементом здесь будет являться платежеспособность рынка – премии за риск станут высокими, основным критерием для выбора клиента явится его платежеспособность. Тем не менее, даже при условии выхода мирового кризиса на новый виток и связанных с этим проблемах ситуация будет оставаться благоприятной для переработчиков, имеющих стабильную сырьевую базу.

 

Что же ожидает пищевую отрасль в 2009 году?

Так называемый «индекс промышленного оптимизма» наглядно демонстрирует, что для участников рынка, занятых в пищевой промышленности, в особенности характерны способности к быстрой адаптации, мобильности и готовности к переменам (см. график 3).

 

 

 

Корпорация «СОЮЗ» не считает себя вправе оценивать правильность построения чужого бизнеса и давать какие-либо советы. Тем не менее, мы хотели бы напомнить, что в китайском языке слово «кризис» обычно обозначается иероглифами XX. Первая составная часть обозначает «опасность», вторая – «шанс». Именно о некоторых шансах (и сопутствующих им опасностях) и хотелось бы вкратце написать.

 

Новые ниши

Вначале коснемся ситуации с торговыми сетями. Как и для всех остальных участников рынка, для них необходима быстрая оборачиваемость денежных средств. Соответственно, ими будет постоянно вестись поиск наилучшего, в условиях нестабильности, предложения.

 

Уже сейчас, для молочной группы, сети пересмотрели (или пересматривают) матрицу со стандартного сегментирования – нижний/средний/премиум: 30%/50%/20% – в сторону увеличения продукции нижнего ценового сегмента до 40%, а в некоторых регионах до – 50% (за счет, прежде всего, среднего ценового сегмента).

 

С учетом постепенного выхода некоторых игроков из сетей и пересмотра матрицы более чем возможен вход новых, но уже на иных условиях (заключающихся в том, что касается уровня отсрочки и размера бонусов). В частности, ряду наших клиентов удалось добиться снижения отсрочки по крупнейшим сетям – в некоторых случаях до 7-10 дней.

 

Большинство сетей будет пересматривать ассортиментную матрицу в сторону уменьшения, при этом к основным критериям выбора партнеров будут относиться неизменность качества и стабильность поставок.

 

С точки зрения позиционирования, ни в коем случае нельзя недооценивать роль премиального сегмента в молочной индустрии – в отсутствие возможности порадовать себя приобретением нового автомобиля или плазменной панели, люди будут готовы тратить деньги на то, чтобы побаловать себя дорогим сыром или молочным десертом.

 

Второй элемент нишевого позиционирования – здоровое питание. Демографический всплеск не останется без последствий в потребительских предпочтениях – даже в условиях тотальной экономии покупатели будут стараться обеспечить своим детям наиболее здоровый рацион.

 

Для успеха во времена нестабильности необходим постоянный анализ предложений на полке и поиск правильных, наиболее быстро оборачиваемых продуктов.

 

Каналы дистрибуции

Несмотря на существенное и системное сокращение роли традиционной розницы и открытых рынков за последние годы, их функция в текущих условиях может оказаться крайне важной. Мы полагаем, что большинство наших клиентов предложат систему стимулирования своих дистрибуторов за продажи в этот канал. Тем не менее, к продажам в традиционную розницу необходимо относиться с осторожностью – многие из таких операторов, как и сети, имеют проблемы с финансированием своих долгов, при том, что эффективность их работы существенно ниже.

 

Кроме того, мы рассчитываем на постепенное снижение барьеров для организации розничных торговых точек и предлагаем всерьез проанализировать опыт некоторых производителей из смежных индустрий по формированию собственных монобрендовых мини-сетей на базе торговых палаток и павильонов. В качестве примера можно привести деятельность Великолукского МК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, который при показателях нумерической дистрибуции в 18% и взвешенной – в 23%, находится на втором месте по объему продаж в натуральном выражении, осуществляя распространение через собственную мини-сеть (и вряд ли сейчас испытывает существенные сложности, связанные с просрочкой платежей).

 

Заключение

В очередной раз мы вынуждены констатировать, что в среднесрочной перспективе рынок не будет простым. По своей структуре он во многом вернется к рынку конца девяностых – начала двухтысячных годов. Но необходимо честно признаться в том, что вместе с проблемами к нам обязательно вернутся и те возможности, которыми мы обладали тогда. За спадом всегда следует рост – это неизбежно. И наш с вами сектор экономики, пожалуй, один из тех немногих, на которых финансовый кризис отразится меньше всего. И подъем здесь начнется значительно раньше – вероятнее всего, фаза стабилизации кризисной ситуации наступит в середине-конце лета 2009 года, а уже с осени-зимы того же года многие из вас начнут размораживать инвестиционные проекты, расширять штат персонала и получать стабильный маржинальный доход, причем, по нашим оценкам, (по крайней мере, в процентном выражении на вложенный рубль), он будет существенно превосходить тот, который вы получаете сейчас.

 

Кризис заставит пересмотреть отношение к поставщикам со стороны сетевого ритейла, вычистит с рынка аферистов и фирмы-однодневки. С высокой степенью вероятности еще до весны 2009 года будут произведены положительные для нас с вами реформы налогового законодательства – в первую очередь, в отношении ставки налога на прибыль, затем НДС и, возможно, даже базы начисления данных налогов. Но для того, чтобы быть в числе тех компаний, которые будут собирать этот урожай через год, сейчас нам понадобятся вся наша выдержка, гибкость и мобильность, взаимная поддержка, а также правильная оценка рисков (и готовность рисковать).

Создадим будущее вместе!

 

Илья КЛИМАКОВ,

Корпорация «СОЮЗ», ноябрь 2008 г.

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка