Молочная река
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта

Статьи



18.10.2009

ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

В этой статье приведены последние данные Госкомстата, касающиеся производ­ства в РФ молока и основных видов молочной продукции. Как и прежде, мы попросили прокомментировать их Владимира Борисовича Новикова.

 

Объем производимого сырого молока

 

Несмотря на действительно предпринимаемые Прави­тельством меры по стимулированию производства молока на фермах, включающие серьезный объем инвестиций и льгот для производителей в данном секторе сельского хозяйства, реальной отдачи пока не видно. Отчасти это обусловлено очень медленным освоением капитальных вложений.

 

Однако, логичнее всего было бы, на наш взгляд, внести изменения в принцип инвестирования. Другими словами, следует не столько продолжать вложения в сами фермы и в закупку животных, сколько учитывать основные потреб­ности наших граждан, включая благоустроенное жилье с территориальной инфраструктурой для достойного прожи­вания в сельской местности. Без такой жизненной привлека­тельности для молодежи в регионах, парни и девушки будут неудержимо и безвозвратно стремиться к смене сельского образа жизни на городской, а характер животноводства останется инерционно-отсталым и никогда в массе своей не будет инновационным.

 

Неудовлетворительное явление необычайно высоких сезонных колебаний инерционного производства подтверж­дается неизменными лактационными кривыми надоев молока в России в течение четырех последних лет (см. график).

 



Производство молочной продукции

Оценить ситуацию с производством самых популярных видов молочной продукции можно, ознакомившись с циф­рами, приведенными в таблице.

 


 

Самую дешевую цельномолочную продукцию относят к «пище для бедных», наряду с хлебом и картофелем. Поэтому ее небольшой рост, выраженный в 100,6% (а по недорогим спредам, являющимся заменителями сливочного масла, увеличение производства составило 111,3%) только под­тверждает отсутствие подъема жизненного уровня основной массы населения, как бы официальная статистика не играла с косвенными цифрами роста показателей. Кризис имеет, в том числе, и такую составляющую – «обеднение бедных».

 

В отношении сухого молока, как и прогнозировалось, ощутимо проявил себя спад производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года (67,9% по нежирным и 55% – по жирным сухим молокопродуктам). Спад в этом году вызван в значительной мере переводом продуктов с добав­лением СЦМ и СОМ в разряд молокосодержащих, спрос на которые заведомо ниже натуральных. Некоторые компании на упаковках с питьевым молоком и кисломолочной про­дукцией стали гордо печатать: не содержит сухого молока! А если со складов товар уходит медленно, под невыразимые страдания работников коммерческих отделов, бессмысленно увеличивать складские остатки сухих полуфабрикатов.

 

Наряду со снижением резервирования молока в сухом виде, закономерно ожидалось увеличение выпуска творога и сыров, что и произошло в действительности и выразилось 107,9% их роста в летний период. Какой же производи­тель захочет создавать себе проблемы, борясь за дешевое летнее молоко путем его высушивания с одновременно пониженным статусом сухого молока? Лучше выработать натуральные сыры и творог с невысокой себестоимостью, заложить их на созревание и хранение в течение квартала, а в осенне-зимний период взять свою прибыль именно на этих пользующихся спросом продуктах.

 

Мороженое, молочные консервы и масло сливочное постигла сходная судьба – снижение выработки. Сытая жизнь большинства населения дала трещину, в соответствии с чем спрос на масло понизился до 88,6% от аналогичного периода 2008 года, тем более что цена на него отнюдь не падает. Доля молочного жира, входящего в состав молочных консервов и мороженого, существенно меньше, чем в масле. Поэтому спад здесь естественным образом смягчен до 1-3% падения по сравнению с прошлым годом.

 

Владимир Борисович НОВИКОВ,
технический директор ООО НПК «Резонанс»

О журнале | Новости | Доска объявлений | Статьи, публикации | Наши партнеры | Подписка