«Meat-milk.ru»

Журналы о мясомолочной промышленности «Мясной ряд» и «Молочная река»: сроки выхода и участие в выставках, прайс-лист на рекламные материалы. Статьи и публикации

Потребность российского рынка в пищевых фосфатах превышает 30 тыс. тонн в год

Потребность российского рынка в пищевых фосфатах превышает 30 тыс. тонн в год

«Ведомости» предупреждают о наметившемся дефиците пищевых фосфатов в России, который может привести к повышению цен на многие продукты и снижению их качества. По данным маркетингового агентства Федерального научного центра пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, сейчас доля импорта этих соединений составляет примерно 95%. Маркетинговое агентство ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова провело исследование рынка пищевых фосфатов, чтобы оценить возможности их производства в России и импортозамещения. По мнению экспертов, малотоннажная химия — один из наиболее перспективных секторов не только с учетом внутренней потребности, но и с точки зрения глобальной конкурентоспособности.  Среднегодовой объем импорта фосфатов, монофосфатов и фосфатных смесей для пищевой промышленности в Россию превышает 30 тысяч тонн. Более 80% приходится на ключевых поставщиков: Германию (40%), Китай (31%) и Бельгию (10%). При этом порядка 38% пищевых фосфатов в Россию поступает от двух европейских корпораций — Budenheim и Prayon. Ассортимент импорта складывается из монофосфатов (35%), готовых фосфатных смесей (20%) и комплексных добавок с добавлением фосфатов (45%). Основную часть монофосфатов закупают в Китае и смешивают в России. Европейские производители поставляют фосфаты и готовые фосфатные смеси практически в равных долях. Драйвер развития рынка фосфатов — жесткие требования ритейлеров к вкусу, консистенции и внешнему виду пищевых продуктов. В пищевой отрасли фосфаты Е339, Е340, Е341, Е342, Е343, Е450, Е451, Е452 и Е541, выполняющие функции регуляторов кислотности, эмульгаторов, стабилизаторов и разрыхлителей, более всего востребованы у производителей напитков (28%), молочной продукции (26%), хлеба и выпечки (25%). В меньших объемах они используются мясопереработчиками (11%), кондитерами (7%) и рыбопереработчиками (2%). По словам директора маркетингового агентства ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова Ольги Кайтялиди, с учетом потенциального объема рынка до сих пор создание собственных производств пищевых фосфатов в России считалось нерентабельным. Заместить европейских производителей было фактически невозможно из-за очень высокой лояльности клиентов к их продукции с предельно высокими качественными характеристиками. По мнению эксперта, именно сейчас пришло время пересмотреть бизнес-планы: открывается новая ниша. Особенно пристального внимания заслуживают дигидропирофосфат (Е450), трифосфат (Е451) и полифосфат (Е452) натрия, востребованные в пищевой индустрии. Российский производитель занимает скромное место на внутреннем рынке. Доля компании «Реатэкс» не превышает 5%, и все ее продажи сосредоточены в Подмосковье. Таким образом, сформирована практически полная зависимость отрасли от зарубежных поставок, и зачастую цепочка сбыта удлиняется искусственно: зарубежные производители вынуждены продавать свой товар через российских импортеров, которые оказывают им содействие при регистрации новых продуктов. К тому же пищевые фосфаты отечественного производства обладают низкими функциональными характеристиками: они несопоставимы с зарубежными аналогами и не обеспечивают стабильное качество пищевых продуктов. В комментарии, полученном от Национального союза мясопереработчиков, отмечено, что возникновение системных и даже краткосрочных проблем, ограничивающих конкуренцию на рынках продовольствия, ведет к сокращению товарооборота и предпринимательской активности, снижению качества продукции, а в итоге — снижению степени удовлетворенности конечных потребителей. На текущий момент импортозамещение — не столько вопрос выгоды, сколько экономического суверенитета. Чтобы создать новое отечественное производство пищевых фосфатов или диверсифицировать действующие предприятия, необходимо полное взаимодействие всех профильных министерств и ведомств. Ситуацию прокомментировала исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов Полина Семенова. Она сказала, что фосфаты подорожали, и есть риск потерять поставки из-за рубежа. Российские производители многофункциональных смесей, где пищевые фосфаты присутствуют как компоненты, стараются не играть с ценами и распределять продукцию по клиентам, то есть стараются стабилизировать рынок, однако неизвестно, насколько еще у них хватит запаса прочности. Эксперты ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова считают остро необходимыми инвестиции в отечественную инфраструктуру производства малотоннажной химии. При этом в центре поля зрения должны оставаться технологии и качество продукции. Срок запуска локального предприятия, выпускающего пищевые фосфаты, при надлежащей научной и технологической поддержке не превысит двух лет. Руководитель отдела технологических разработок ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова Виктория Насонова добавила, что для сохранения заявленного качества при расширении локального производства и переходе на альтернативных поставщиков необходимо фиксировать технологические характеристики новых пищевых фосфатов и сопоставлять их с теми, которые использовались раньше. Пришло критически важное время для инвестиций в развитие инновационных технологий внутри страны, подчеркнула она.

Подробнее: https://meat-expert.ru/news/11685-potrebnost-rossiyskogo-rynka-v-pishchevykh-fosfatakh-prevyshaet-30-tys-tonn-v-god
© Независимый портал для специалистов мясной индустрии «Мясной Эксперт»

Редакция

ПОХОЖИЕ СООБЩЕНИЯ