День молока – праздник, учрежденный в 2001 году, который отмечается в России и мире 1 июня. Как правило, в этот день проводят кулинарные шоу с приготовлением блюд из молока и рассказывают о безусловной пользе молочных продуктов для организма человека. В этом году, ко Дню молока, команда экспертов Viola поднимает серьезный вопрос о причинах снижения потребления молока среди жителей России и проводит открытое исследование на тему непереносимости лактозы, как одной из возможных причин отказа от молочных продуктов.
Ежегодно, согласно данным Росстата, объем потребления молочной продукции на душу населения в России снижается. При этом молочные продукты были и остаются важным элементом полноценного и здорового питания, рекомендованного ведущими институтами здравоохранения во всем мире. Что влияет на потребителя, как сформировался тренд на отказ от молока, какие предпосылки для отказа существуют и кому действительно рекомендовано сократить или убрать молочные продукты из рациона?
В 2021 году, согласно исследованиям Росстата, потребление молочной продукции составило 271, 6 кг в год на душу населения (1) против 325 кг, рекомендованных Министерством здравоохранения – то есть на 20 % ниже. В 2022 году объем потребления молока в натуральном выражении сократился еще больше, по сравнению с 2021 – более чем на 12 % (2).
Эксперты компании Viola отмечают, что на тренд могут оказывать влияние не только рост себестоимости молочных продуктов и продолжающие набирать популярность растительные аналоги, но и другие факторы, в которых еще предстоит разобраться рынку.
Такого разнообразия на молочной полке, какое можно найти в России – с точки зрения цен, вкусов, форматов упаковки, — пожалуй, нет нигде. При этом потребление молочной продукции на душу населения несмотря на динамичное развитие отрасли и широчайший ассортимент, все еще – ниже среднемировых значений, — прокомментировала Наталия Добрынина, старший вице-президент ООО «Виола», маркетинг, контрактное производство, разработка продукции и качество.
По оценке Росстата за 2021 год, ежегодно россиянин потребляет около 7 кг сыра и 45, 5 кг молока (3), тогда как, например, в Финляндии по данным того же года на каждого жителя пришлось 25, 5 кг сыра и 99, 2 л молока (4).
Такая значительная разница в цифрах и текущие тренды закономерно поднимают вопрос о возможных причинах достаточно низкого, по мировым меркам, потребления молочной продукции в России и возможных путях восстановления популярности продукта, как важного элемента сбалансированного рациона человека.
Одной из возможных причин обозначенной тенденции, по мнению экспертов компании, может быть непереносимость лактозы, основного углевода молока.
Мы располагаем данными о том, что с непереносимостью может сталкиваться половины населения страны, а в некоторых регионах – до 70 % жителей. При этом знание о продуктах без лактозы находится на достаточно низком уровне – в 2014 году оно составляло по нашим оценкам порядка 6 %. Но все эти данные нуждаются в обновлении и подтверждении – ведь некоторым из них почти 10 лет, — рассказала Любовь Егорова, руководитель категории «Свежие продукты» и направления digital-маркетинг. – Важно отметить, безлактозной продукции в России также весьма ограничен. Тогда как в ряде стран продуктов без лактозы на прилавках столько же, сколько и обычных — а иногда и больше.
В рамках работы по исследованию причин текущего уровня потребления молочной продукции в России Viola анонсировала всероссийское исследование, посвященное непереносимости лактозы. Каждый желающий может принять в нем участие, пройдя онлайн-опрос на сайте проекта https://www.viola.ru/lactosetest . Ожидается, что в исследовании примут участие не менее 5000 респондентов, что позволит непереносимости у опрошенных, но и выявить тенденции количество и регулярность потребления, молочных продуктов.
Партнером исследования стала клиника QClinic, которая одна из немногих в Санкт-Петербурге проводит водородный дыхательный тест, максимально эффективно позволяющий определить наличие лактазной недостаточности.
__________________
(1) в пересчете на молоко
(2) Центр изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA)
(3) https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Potreb_prod_pitan-2021.pdf
(4) https://www.tilastokeskus.fi/tup/suoluk/suoluk_hinnat.html