Ситуация на рынке готовой еды изменилась стремительно: буквально пять лет назад мы еще слышали, что рынок готовой еды – это несерьезно: покупателям не нужны готовые блюда из магазина при возможности поесть в кафе или приготовить еду самостоятельно. Но уже в прошлом году исследования (РБК, исследования рынков) показали, что потенциальный объем рынка готовой еды в России составляет 14 трлн рублей. Это почти в четыре раза больше текущего объема рынка, который оценивается в 3,8 трлн рублей. Сегодня, заходя супермаркет, мы уже видим не только отдельные полки, а целые секции и отделы готовой еды.
Почему мы сами покупаем продукты, чистим, режем, жарим-варим, а потом еще и моем посуду? На это нужны время и силы, которых зачастую нам так не хватает. Согласитесь: гораздо проще взять лоток с готовым блюдом, снять пленку, поставить в СВЧ-печь и уже через минуту наслаждаться едой. Разумеется, есть те, кто получает удовольствие от приготовления пищи. Кому-то важно самому видеть ингредиенты, из которых приготовлено блюдо. И нередко покупателями движет желание сэкономить.

А если готовое блюдо будет сравнимо по стоимости с блюдом собственного приготовления? А его доставка займет меньше времени, чем приготовление? Жители мегаполисов уже сейчас предпочитают потратить время на себя, а не на приготовление пищи.
Росту популярности готовой еды служат несколько факторов.
1. Тренд на удобство.
Например, заметно движение покупателей в сторону комфорта и практичности при совершении ежедневных покупок (офлайн и онлайн), и здесь на первый план выходят расположение магазина и скорость доставки.

2. Тренд на рост одиночных домохозяйств.

3. Рост ассортимента доступной готовой еды.
4. Взрослеющее поколение, для которого питание готовой едой является нормой.
Когда мы говорим о готовой еде, мы подразумеваем целую матрицу продуктов: от полностью готовых к употреблению до требующих доготовки.
fast food | slow food | ||
ready to go | ready to eat | ready to cook | ready to fantasy |
Готовые к употреблению | Требующие разогрева | Требующие сбора | Требующие доготовки |
Открыл и съел | До 3 минут | До 5 минут | До 10 минут |
каши, супы, бульоны, лапша, пюре | поп-корн | рыбные, овощные и мясные консервы | мясные, молочные и рыбные полуфабрикаты |
снеки | блины, су-вид, кулинария | овощная нарезка, мясная нарезка, рыбная нарезка, кулинария | |
кулинария | чебуреки, сосиски в кляре, жареные пельмени | ||
овощная, мясная, рыбная, фруктовая консервация | плов и каши с мясом и овощами |
По данным GFK Русь, 77% домохозяйств в России за последние 11 месяцев совершили покупку блюда готовой кулинарии хотя бы один раз.

Сейчас, когда цены в точках быстрого питания всё сильнее приближаются к ценам в ресторанах, можно говорить о том, что торговые сети будут конкурировать с общепитом. Вернее, они уже это делают.
В компании «Омега» тема готовой еды разрабатывается уже многие годы. Эта ниша очень удачно сочетается с нашей концепцией «от идеи до полки». Суть концепции в том, что мы предлагаем клиенту не просто КПД или вкусоароматику, а идею, разработку продукта, необходимые ингредиенты и, конечно, позиционирование.
Представляем читателям нашу любимую линейку су-видов – полноценных обедов, требующих только разогрева в СВЧ-печи. Названия продуктов линейки, разработанные специалистами нашей компании, непременно привлекут внимание покупателей:
- «Пикантная ко-ко в вечернем киноа» – куриное филе с киноа с овощами
- «Индейское танго для булгурских овощей» – булгур с овощами и индейкой
- «Ряба Грибоедовна на гречневых каникулах» – курица с грибами и гречкой.

Включив полуфабрикаты в нишу готовой еды, мы хотим поделиться своим виденьем нашего традиционного продукта. Это BLACK VARI – премиальные вареники из черного теста с начинкой из тыквы. Классическое блюдо приобрело совершенно новый вид за счет непривычного цвета теста.

Говоря о развитии ниши «Готовая еда», нужно обязательно сказать о том, что была создана Ассоциация производителей готовой еды, одним из учредителей которой является ГК «Омега». Основной целью работы Ассоциации является развитие и регулирование рынка качественной готовой еды.
В задачи Ассоциации входит:
• создание позитивного имиджа отрасли и поддержка ответственных производителей;
• разработка нормативного регулирования, способствующего активному росту отрасли, при этом затрудняющего доступ на рынок для недобросовестных производителей;
• создание стандартов качества, систем контроля качества и маркировки;
• формирование отраслевой повестки и единой позиции по актуальным вопросам от Минпромторга России, Минсельхоза России, Роспотребнадзора, ФАС;
• выполнение функции экспертно-аналитического центра: регулярный анализ ситуации на рынке на основе данных и экспертизы членов ассоциации и предоставление аналитики регулятору;
• взаимодействие в смежных отраслях с другими ассоциациями для преодоления спорных ситуаций;
• выполнение функции антикризисного штаба – обеспечение оперативного взаимодействия регулятора и рынка в кризисных ситуациях, PR-сопровождение.
Мы уверены: работа данной Ассоциации будет полезна как потребителям и бизнесу, так и государству.
Александр Строев, руководитель отдела рекламы «Омега Фуд Технолоджис»