Несмотря на повышение спроса со стороны постоянных пользователей Интернета, в ближайшее время маркетплейсы не смогут вытеснить традиционный ритейл, пишет «Деловой Петербург». На фоне стремительно растущей популярности покупок онлайн закрылись единичные магазины.
Многое зависит от сегмента рынка. Например, недавно появилась информация о предстоящем закрытии петербургских магазинов «Леонардо», торгующих товарами для творчества и рукоделия. Председатель совета директоров управляющей компании, АО «Планета увлечений», Борис Кац объяснил такое решение ужесточением конкуренции с маркетплейсами. По его словам, при росте издержек спрос и выручка сократились на 5–10%.
Директор департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева сомневается в том, что сокращение количества торговых точек сетей не напрямую и не всегда связано с развитием маркетплейсов. Зачастую причина заключается в усложнении условий аренды площадей в торговых центрах, считает она.
Массового закрытия магазинов эксперт не ожидает. Даже в странах с самым высоким уровнем технологического развития доля онлайн–ритейлеров не превышает 27–29% от общего объема розничной выручки, уточнила представитель NF Group.
Торговые сети активно инвестируют в обновление форматов и промоакции, что означает решающее значение офлайн-магазинов для привлечения клиентов. К тому же онлайн не дает такой высокой прибыли и маржинальности, добавила Хакбердиева, и взаимодействие по линии «продавец – покупатель» остается базовым в торговле.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) полного перехода бизнеса из офлайн–модели в онлайн среди крупных ритейлеров не наблюдается. Около 60% российских потребителей, по–прежнему предпочитает совершать основные покупки, в том числе продовольственных товаров, в традиционных магазинах.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев отметил, что даже при зеркальном формировании ассортимента в онлайн–канале значительная часть покупателей в долгосрочной перспективе продолжит ходить в обычные магазины, а доминирующей моделью на потребительском рынке станет омниканальность.
Доля маркетплейсов быстро увеличивается в сегментах непродовольственных товаров и некоторых продуктах длительного хранения. В то же время их бизнес–модель как агрегаторов информации о предложениях не обеспечивает масштабирования продаж свежих продуктов питания по всей стране, утверждает Караваев. Таким образом, отдельные преимущества онлайн-магазинов перед более зарегулированным традиционным ритейлом будут постепенно нивелироваться на фоне инфраструктурных ограничений.