От редакции: мы публикуем доклад председателя Молочного союза России Л.Н. Маницкой на IX Международном бизнес-форуме ЕАЭС, который состоялся 5–7 сентября 2023 г. в Сочи. Материал подготовлен в соответствии со стенограммой выступления, которое открывало ежегодный бизнес-форум РСПМО по производству и переработке молока, животноводству и племенному делу. Л.Н. Маницкая привела данные об основных показателях отрасли; было проанализировано текущее состояние, а также обозначены проблемы, вызовы, новые направления и задачи.
ВАЛОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА В ХОЗЯЙСТВАХ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ
Прогноз на 2022 г. был 32,5 млн тонн, в конце года был озвучен результат 32,6 млн тонн. По официальной статистике, в 2022 г. было произведено 32,98 млн тонн, что приближает нас к отметке в 33 млн тонн.
В последние десять лет отрасль развивалась неровно, отмечался сильный спад (2013), потом на отметке 30 млн тонн объем стабилизировался, затем начался постепенный рост (с 2017), небольшой, но ощутимый. Последние три года (2020, 2021, 2022) производство сырого молока в стране практически не росло, рост был меньше 1%, что на данном объеме может быть статистической погрешностью. Если принять показатель 2022 года 33 млн тонн, то рост есть, и он немного больше 2%.
За I полугодие 2023 г. в России было надоено 16,6 млн тонн молока (из них 12,8 млн тонн товарного), такими темпами годовой результат будет больше 33 млн тонн. Надо отметить, что показатели самообеспеченности по молоку и молочным продуктам в 2022 г. составили 85,7% (при уровне Доктрины продовольственной безопасности 90%).
Отметим федеральные округа и отдельные регионы, которые были лидерами по производству молока в 2022 г.
Среди федеральных округов:
- 1 место, как и год назад, занимает Приволжский федеральный округ – 10,1 млн тонн. Округ дает почти треть всего российского объема производства молока. В округе лидируют с большим отрывом республика Татарстан, перешагнувшая отметку 2 млн тонн, и республика Башкортостан (1,6 млн тонн). Это во многом результат усилий региональных властей и министерств сельского хозяйства республик.
- 2 место – Центральный федеральный округ – 6,7 млн тонн. Здесь миллионную отметку стабильно превосходит Воронежская область (1 млн 56 тыс. тонн).
- 3 место – Сибирский федеральный округ – 4,4 млн тонн, тоже стабильное производство, во многом благодаря большому вкладу Алтайского края (1,14 млн тонн).
- 4 место – Южный федеральный округ – 3,9 млн тонн, здесь отметку в миллион тонн традиционно преодолели Краснодарский край – 1,6 млн тонн (что на 100 тыс. тонн больше прошлого года) и Ростовская область (1,1 млн тонн).
Таковы результаты системной работы по развитию АПК в регионах.
Структура производства молока (то есть доли по категориям хозяйств) остается практически неизменной:
1. Из валовых 32,98 млн тонн 19 млн тоннпроизвели сельскохозяйственные организации (СХО); это более половины объема – 57,6%.
2. Хозяйства населения, личные подсобные хозяйства (ЛПХ) надоили 11 млн тонн; их доля составляет 33,4%.
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (КФХ и ИП) дали 3 млн тонн; это 9,1%.
При этом СХО и КФХ показали небольшое, но увеличение в тоннаже и структуре, объем и доля ЛПХ немного сократились. В целом картина производства молока по категориям хозяйств последние годы стабильна.
ПОГОЛОВЬЕ
Это проблемная тема. И общее, и дойное поголовье каждый год сокращается. В начале 1990-х общее поголовье КРС было 57 миллионов. В последние годы общее поголовье существенно сократилось: в 2020 г. насчитывалось 18,0 млн голов, в 2021 г. – 17,7 млн голов, в 2022 г. – 17,5 млн голов. Происходит ежегодное сокращение в 200-300 тыс. голов КРС.
Дойное поголовье: в начале 1990-х насчитывало 20,6 млн голов. В 2020 г. – 7,9 млн голов, в 2021 г. – 7,8 млн голов, в 2022 г. – 7,7 млн голов. Каждый год убыль составляет 100 тыс. голов. Данные за 2023 г. – 7,7 млн голов округленно, но с отмеченной убылью еще 30 тыс. голов.
Спад преодолеть пока не удается. Это наша беда, и это системная проблема, имеющая много глубоких причин, в числе которых:
- постоянное удорожание кормов;
- дискриминация в энерготарифах в сельском хозяйстве;
- зарегулированность;
- проблемы инвестиционной привлекательности;
- многое другое.
Молочное животноводство – это капиталоемкий бизнес, с длительным производственным циклом, с долгими сроками окупаемости, с плавающей доходностью. Животноводству нужна стабильность, повышение инвестиционной привлекательности, усиленная государственная поддержка, своя племенная база.
Целый комплекс мер борьбы со снижением поголовья должен быть на уровне Министерства. Но его нет, и поголовье ежегодно снижается. Еще раз подчеркнем: проблема поголовья – это проблема системная, и решение тоже должно быть системным.
ПРОДУКТИВНОСТЬ
Снижение поголовья компенсируется ростом продуктивности животных. Удои по официальной статистике растут (данные по СХО).
- в 2020 г. – 7,3 тыс. кг,
- в 2021 году – 7,7 тыс. кг,
- в 2022 году – 8,2 тыс. кг,
- в 2023 году (I полугодие) – 4,1 тыс. кг,
- в 2023 году будет около 8,5 тыс. кг, то есть будет рост.
Рост продуктивности – это очень хорошо, но у этого роста когда-нибудь наступит предел. Только за счет продуктивности покрывать убыль поголовья долго не получится.

Округа-лидеры по продуктивности в хозяйствах всех категорий расположились несколько иначе, чем по валовому производству молока, и показали результаты выше среднего по России. Здесь играет роль в числе других факторов и численность поголовья.
1 место – Северо-Западный округ – 7,6 тыс. кг на 1 корову в год.
2 место – Центральный округ – 7,4 тыс. кг на 1 корову в год.
3 место – Уральский округ – 6,1 тыс. кг на 1 корову в год.
4 место – Приволжский округ – 5,8 тыс. кг на 1 корову в год.
5 место – Южный федеральный округ – 4,8 тыс. кг на 1 корову в год.
Отдельно нужно отметить регионы-лидеры по продуктивности, тех, кто перешагнул отметку в 8 тысяч кг от коровы в год. Это Владимирская, Калужская, Рязанская, Вологодская области, Краснодарский край. Отметку в 9 тыс. кг перешла Ленинградская область.
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
В предыдущие годы (до 2022) производство основных видов молочной продукции было стабильно или росло. Но в 2022 году снизилось потребление, и вслед за этим началось снижение в производстве.
Производство творога снизилось на 7%. В 2023 спад может замедлиться, но не прекратится.
Кисломолочной продукции в 2022 произведено меньше на 7,4%, в том числе йогуртов меньше на 15,6%, кефира – на 4,9%. В 2023, судя по первому полугодию, по кисломолочным продуктам (в том числе кефиру и сметане) ожидается, что спад может прекратиться, а по йогуртам спад замедлится, но всё же сохранится.
Мороженое. Был большой подъем в 2021 г., затем спад в 2022 г. (минус 11,2%). Судя по первому полугодию 2023, по году снова идет восстановление объема производства.
Питьевого молока в 2022 г. было произведено больше на 100 тыс. т, (прирост 1,8%). По годам данные без сильных колебаний, в 2023 объем сохранится примерно на этой же отметке.
Рост в 2022 мы видели лишь по группам молокоемкой, хранимой продукции:
- сливочное масло + 14,9%; по 2023 году будет примерно как в прошлом, с продолжением роста.
- производство сыров +11,1%; по 2023 году по году будет рост, и заметный.
- сухое молоко рост + 19,9%; в 2023 рост продолжится, и он будет скорее всего высоким.
Молочно-консервное производство, сгущенное молоко: объемы примерно сохраняются, в 2023 г. по прогнозу производство может показать рост.
ПОЛОЖЕНИЕ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ: ЭКСПОРТ И ИМПОРТ
Экспорт. Вывозим мало. 2020 – 111,2 тыс. тонн, 2021 – 150,4 тыс. тонн, 2022 – 143,1 тыс. тонн. К августу 2023 – 83,3 тыс. тонн, что меньше цифры августа 2022 на 4,6%.
Таким образом, мы видим:
1. Общий экспорт в 2022 перестал расти, как это было годом ранее, и снизился на 4,8%, несмотря на подъем, по отдельным группам. В 2023 снижение продолжается, по многим группам очень заметное, несмотря на рост в отдельных категориях.

2. Сильно, почти в 2 раза просел экспорт мороженого; август 2023 к августу 2022 г. минус больше 20%; снижение экспорта мороженого продолжается.
3. Основная масса экспорта уходит в страны ближнего зарубежья, то есть бывшие союзные республики, основной потребитель – Казахстан (2022 – 43,5%, 2023 – 57%). Из дальнего зарубежья заметен только Китай, всего 2,5% (2023 – 4,6%). Остальные страны не значительны.
4. Экспорт во много крат (в 6 и более раз) меньше импорта.
На текущий момент существуют следующие сложности при доставке продукции зарубежным клиентам:
- в разы увеличилась стоимость фрахта и портовые сборы;
- отсутствие альтернативных логистических операторов по многим направлениям;
- ослабление курса рубля. Ставка на перевозку как морем, так и ж/д устанавливается в валюте, идет пересчет по текущему курсу на день отгрузки, поэтому стоимость продукции для импортеров увеличивается.
Обещанные 25% субсидии по линии РЭЦ кончились еще в июне.
Сегодня нам необходим запуск национальной системы перевозок, в частности морских, или программа поддержки таких перевозок, организованных частными компаниями. С 1 января 2024 г. для экспортеров будет доступна 100%-ная компенсация затрат на транспортировку приоритетной молочной продукции на экспорт (постановление Правительства от 01.08.2023 г. № 1252).
Импорт. Здесь цифры гораздо больше.
2020 г. – 1028,8 тыс. тонн (больше 1 млн тонн), 2021 – 992 тыс. тонн, 2022 – 876,9 тыс. тонн, к августу 2023 – 475 тыс. тонн.
Можно отметить:
1. Импорт в целом снижается последние три года, в 2022 снижение составило 11,6%, оно идет практически по всем видам, и это само по себе неплохо. К августу 2023 снижение импорта по сравнению с августом 2022 составляет 4,7%, объем импорта по году также, по-видимому, будет снижаться и далее.
2. Разрыв между импортом и экспортом хотя и сокращается, но очень медленно, зазор между ввозом и вывозом по-прежнему велик (6 и более раз);
3. Больше всего мы завозим сыра (258 тыс. тонн); молока и сливок (166 тыс. тонн); сливочного масла (117 тыс. тонн). В 2023 растет импорт йогурта, масла, творога.
4. Наш основной поставщик – Беларусь (91% молочного импорта в Россию), в 2023 году – 93%, по некоторым товарным группам и больше (99%); весь импортный творог 100% у нас белорусский. Доля белорусского импорта в 2023 растет по всем видам продукции.
Остальные страны большого участия не принимают (из ближнего зарубежья – Казахстан 2,5%, из дальнего зарубежья – Аргентина 2,2%, остальные еще меньше (по 1% Сербия и Уругвай).
НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
По данным Росстата, потребительские настроения и ожидания населения улучшаются. Об этом нам говорит индекс потребительской уверенности. Этот индекс показывает уровень оптимизма относительно экономики, который люди выражают через потребление. Он учитывает изменения в личном материальном положении людей и в экономической ситуации в стране.

II квартал 2022 – минус 31% (самое низкое значение с 2015 г.);
III квартал 2022 – минус 22% (рост на 9 проц. пунктов);
IV квартал 2022 – минус 23% (снижение на 1 проц. пункт);
I квартал 2023 – минус 18% (рост на 5 проц. пунктов);
II квартал 2023 – минус 15% (рост еще на 3 проц. пункта, макс. с 2020 г.).
Индекс потребительской уверенности во II квартале 2023 г. вырос на 3 проц. пункта до минус 15% – это максимум с доковидного I квартала 2020 г. (минус 11%).
Однако, несмотря на потребительский оптимизм, расходы домохозяйств на товары и услуги во II квартале 2023 росли заметно медленнее, чем в I.
Ожидания компаний также ухудшались: снижение оптимизма демонстрировали розничная торговля, производство потребительских товаров, что говорит о затухании потребительского спроса.
Наши потребители: за чертой бедности в I квартале 2023 находились 19,6 млн чел., или 13,5% населения страны. Граница бедности 14 026 руб.
Безработных в России в I полугодии 2023 г. 2,4 млн чел. (3,1%). На этом фоне потребление молока и молочных продуктов на душу населения в стране всё больше отстает от медицинских норм:
- в 2020-2021 годах 240 кг при норме Минздрава 325 кг (в СССР норма была 387 кг), т.е. 70-75% от нормы,
- сегодня, по подсчетам, – 165,6 кг, то есть только половина от нормы.
Для сравнения: в Литве годовое среднедушевое потребление составляет 330 кг, Черногории 350 кг, Польше 370 кг, Австрии и Германии – более 400 кг, в странах Скандинавии в среднем 500 кг, в Дании 600 кг.
Потребление сжимается, спрос смещается к бюджетным категориям. Основные факторы – доходы населения, которые снижаются, и инфляция, которая растет. Напомню, что в 2022 г. был зафиксирован рекордный рост потребительских цен – 21,5% к уровню 2021 года.
ЦЕНЫ НА СЫРОЕ МОЛОКО
Вы, конечно, знаете проблемную ситуацию по ценам на сырое молоко, Молочному союзу России пришлось в ней досконально разбираться. У сложившейся ситуации было несколько причин.
По итогам 2022 года снизилось потребление молочных продуктов, как следствие, это повлекло снижение в переработке. Хотя в предыдущие годы производство практически всех видов молочной продукции было стабильно или росло. Молокоемкие виды продукции (масло, сухое молоко, сыр), наоборот, выросли, и это был вынужденный рост при снижении спроса. Всё это ложится на склад, склады затовариваются. Это, в свою очередь, ведет к снижению закупки сырого молока у сельхозтоваропроизводителей. Избыток невостребованного сырья привел к спаду цен на него.
Поэтому весной мы увидели резкое снижение закупочных цен на сырое молоко. Уровень снижения 15-20%, от 4 до 7 руб. на кг, цена от 35 руб./кг уходила к 28, 26, снижалась даже до 20 руб./кг. Сегодня средняя цена около 30-32 руб./кг.
Развязать этот узел во многом не дают торговые сети, которые устанавливают входные пороги цен такие, что фактически управляют молочным производством и диктуют ему. Что не мешает им дальше ставить свои наценки 40-50-70% и выше, а по высокомаржинальным видам и все 100-150%. Мы все это видим.
Были предложения от аграриев: заставить перерабатывающие предприятия покупать молоко по выгодным для аграриев ценам. Но мы говорили не раз, что ручное вмешательство в рынок со стороны государства всегда нежелательно, это может разбалансировать рыночный механизм.
В создавшейся ситуации Молочный союз России предлагал:
1. Сосредоточиться на усилении мер господдержки путем дополнительного субсидирования производства молока для хотя бы частичного покрытия потерь от снижения цен.
2. Избавиться от «пальмы», животных жиров в молочной продукции, за счет этого возрастет молокоемкость.
3. Наращивать потребление молока во многом препятствует ценовая и закупочная политика торговых сетей. Торговые наценки розничных сетей следовало бы ограничить в 30-35%.
4. Снять излишки продукции можно также с помощью государственных закупок.
5. Благоприятно на молочный рынок может повлиять социальный проект «Школьное молоко», он с 2005 г. реализуется по инициативе Молочного союза России в регионах страны. Это дополнительное потребление 200 мл молока ежедневно учениками начальной школы.
Проект «Школьное молоко» – это реальная поддержка АПК, дополнительный спрос на молоко. Поэтому мы говорим о необходимости федерального софинансирования социального проекта «Школьное молоко». Согласно исследованиям, реализация программы наиболее эффективна для здоровья детей 1-4 классов. Это примерно 7,5 миллионов учащихся. Годовая потребность в финансировании составит, по нашим оценкам, около 30 млрд руб. Дополнительный спрос на сырое молоко составит от 300 до 600 тыс. т в год.
- Численность учащихся 1-4 классов: 7,5 млн чел.
- Число учебных дней в году: 200 дней.
- Однодневное потребление на 1 ученика: 200 мл.
- Стоимость упаковки молока 3,2% 200 мл: 20 руб./шт.
Потребность в финансировании: 7,5 млн. человек х. 200 дней х. 20 руб. = 30,0 млрд. рублей.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ
Молочная отрасль вошла в проект цифровой маркировки одной из самых первых. Молочный союз России прилагал значительные усилия для облегчения участи отрасли. Самое последнее и самое главное на сегодня: возмещение части прямых понесенных затрат по оборудованию для маркировки. С 2023 года разрешено компенсировать до 70% затрат на оборудование для маркировки молочной продукции в 2021–2023 годах. Постановление Правительства от 14.09.2022 г. № 1611 вступило в силу с 1 января 2023 г.
Отбор заявок по конкурсу проводит Минсельхоз по Приказу от 23.06.2023 г. № 587, которым утвержден Порядок отбора инвестиционных проектов. Порядок будет действовать до конца текущего года, после чего требования могут быть скорректированы. С 1 декабря 2023 г. начнется новый этап маркировки – для КФХ. КФХ нужна особая, отдельная поддержка.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С 1 сентября 2023 вступил в силу Закон от 28.06.2022 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о ветеринарии». По нему начинается учет и маркирование продуктивных животных в сельском хозяйстве с 1 марта 2024 года. Это продолжение курса на цифровизацию в нашем АПК. Функции по маркированию и учету животных возложены на Россельхознадзор. Таким образом, мы надеемся, будет прозрачна практически вся цепочка, которая составляет комплекс продовольственной безопасности.
С 1 марта 2023 г. вступил в силу 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства». Сегодня обсуждаются вопросы вокруг его применения на практике. Вопросов пока больше чем ответов, особенно в регионах, где, похоже, мало слышали и не все понимают, как с новым законом обращаться. Причем не только хозяйства и фермеры, но и региональные ведомства. Но сегодня закон есть, и при правильном применении он должен устранить или снизить административные барьеры в нашем сельском хозяйстве. Общий смысл – что именно с 1 марта 2023 самостоятельно можно относить к побочным продуктам или отходам. Если к побочным продуктам – то контроль и надзор ведет Россельхознадзор. Механизм работы – уведомительный. Уведомление направляется ежегодно на предстоящий год не позднее 31 декабря текущего года в территориальное управление Россельхознадзора. Если не направлено в РСХН, то попадаете под контроль Росприроднадзора. Если требования к побочным продуктам нарушены – то признаются отходами, и тогда производители обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду.
Обозначим еще один важный аспект экологической повестки: перенос ответственности РОП с производителей товаров на производителей упаковки. Ответственность за утилизацию упаковки должен нести производитель упаковки. Союз последовательно и настойчиво проводил линию на вывод молочного производства из-под такого регулирования. Концепция переноса еще в 2022 году нашла поддержку на самом высоком уровне: Президент России одобрил предложения вице-премьера В.В. Абрамченко об изменении системы РОП, и мы благодарны за такую поддержку наших инициатив. Важно, что перенос спроектирован с учетом опыта Республики Беларусь, где система РОП очень эффективная, то есть в этом вопросе взяты лучшие практики на союзном пространстве. Механизм ответственности такой: есть распоряжение Правительства № 3721-р, там содержится перечень кодов ОКПД по видам товаров, которые признаны упаковкой. Ответственность наступает по кодам. Если код есть в перечне – наступает ответственность. Федеральный закон принят и вступит в силу 1 января 2024 г.
ПОДДЕРЖКА СМЕЖНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ОТРАСЛИ
Молочный союз России много лет занимается поддержкой смежной ветеринарной отрасли. Здесь пока половинчатые результаты. Производство ветпрепаратов наконец выделено в отдельную отрасль, ей присвоены коды ОКВЭД, и это только первый шаг. Пока не сделано следующее:
- нужно определить орган власти, который курирует отрасль и ее господдержку (Минсельхоз, Минпромторг, Минздрав);
- внести изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где признать производителей ветеринарных лекарственных средств сельскохозяйственными производителями;
- включить их в Госпрограмму развития сельского хозяйства по Постановлению № 717, чтобы они получали господдержку, как сельхозпроизводители.
В заключение в докладе прозвучало: «Работать в молочной отрасли никогда не было легко, но в любых условиях нужно продолжать общее дело: нам нужно развитие села, нам нужны рабочие места и рынки сбыта. И, наконец, нам нужна стабильность в производстве молока, в его переработке и потреблении», – сказала Л.Н. Маницкая.
Материал подготовил Владимир Измайлов
Молочная река 4-2023